Доброе имя Синей Бороды

        История о Синей Бороде известна у нас, наверное, не столько по сказке Шарля Перро (или сказке братьев Гримм), которая тиражами значительно уступает, скажем, его "Коту в сапогах", сколько по замечательному советскому музыкальному мультфильму "для взрослых" со знаменитым: "Прости, любимая, так получилось". Что для эпохи феминизма, фрейдизма и т.д. более характерно.
        Менее известно, что у Синей Бороды был реальный прототип. И ещё меньше - что его судьба продолжает привлекать к себе пристальное внимание, причём не только фольклористов, историков, но и юристов:


       Юрий Лопатин

       Синей Бороде вернули доброе имя

       "Эхо планеты" № 1, 1993 г.

        Такого за все века французской юриспруденции ещё не бывало. Собравшись в Люксембургском дворце, специальная судебная коллегия, расcмотрев дело, постановила реабилитировать… Синюю Бороду.
        То есть речь, конечно, идёт о реабилитации не зловещего персонажа из сказки Шарля Перро, а жившего пять с половиной веков назад французского дворянина, послужившего ему прототипом. У нас мало кто знает то, что во Франции каждому школьнику известно: Синяя Борода - не просто плод фантазии знаменитого сказочника, а персонаж из реальной жизни. Вернее, из истории. За двести лет до Перро на военно-политической арене Франции действовал вполне реальный барон Жиль де Ре. Вот какие сведения даёт о нём авторитетнейшая французская энциклопедия "Большой Ларусс":
"…родился в 1404 году, казнён в Нанте в 1440 году. Соратник Жанны д'Арк, в 25-летнем возрасте стал маршалом Франции, рано оставил армию и уединился в своём замке Тиффож. Его занятием стали всякого рода преступления. Окружив себя колдунами, он совершал самые гнусные злодеяния, приносил детей в жертву демонам… После его ареста в одной из башен замка были обнаружены останки более двухсот жертв. Его судили и казнили…"
        Похоже, в следующем издании почтенная энциклопедия будет вынуждена существенным обра-зом изменить тон статьи, посвящённой барону де Ре. Придётся, видимо, внести коррективы и в школьные учебники. Во всяком случае, именно на этом настаивает судебная коллегия, которая приняла решение обратиться не к кому-нибудь, а к самому президенту Франции Франсуа Миттерану с просьбой "поручить правительству восстановить историческую правду и справедливость".
        В состав коллегии входили видные французские политические деятели, в том числе два бывших министра - культуры и юстиции, а также крупные учёные, писатели и целая когорта известных адвокатов. Процесс проходил с полным соблюдением всех правовых норм, в присутствии государственного прокурора и с выступлениями представителей обвинения и защиты.
        Так что же вскрыли судебные заседания в Люксембургском дворце и какую историческую истину провозгласили их участники? По части улик против Жиля де Ре не было представлено ничего нового по сравнению с материалами нантского судилища 1440 года - всё те же "признания" подсудимого, вырванные инквизицией при помощи средневековых пыток, стандартные для той эпохи обвинения в "ереси", "колдовстве", "чернокнижии" и якобы "установленные" факты его сношений с дьяволом.
        Кажется, лишь одно обвинение - в беспробудном пьянстве - соответствует истине: выйдя в отставку, маршал Франции, не зная толком, чем себя занять, действительно довольно скоро попал во власть "зелёного змия". Пил он, как говорится, весьма вдумчиво и, согласно сохранившимся документам, всем прочим напиткам предпочитал 22-градусное вино "ипокрас".
        Но разве одного пьянства при всей непривлекательности этого порока достаточно, чтобы отправить человека на виселицу, а затем сжечь и развеять его прах по ветру? Да ещё предать его память анафеме в веках? Выступления адвокатов были гораздо более убедительными. Прежде всего со ссылкой на произведённые за истекшие столетия изыскания было констатировано: никаких останков жертв ни в замке барона, ни в его окрестностях так и не было обнаружено. По убеждению адвокатов, передаваемые из поколения в поколение рассказы об ужасах, якобы творившихся под сводами замка Тиффож, - не более чем миф, сочинённый врагами Жиля де Ре, чтобы было сподручнее с ним расправиться.
        Как заявил один из адвокатов, злосчастный барон пал жертвой сразу трёх заговоров: поли-тического, юридического и на почве корысти, ибо нантский суд, разбиравший "дело" бывшего соратника Жанны д'Арк, просто-напросто находился на содержании тех самых английских захватчиков, которые несколькими годами ранее отправили на костёр Орлеанскую деву. Церковники, входившие в состав суда, были должниками Жиля де Ре и не преминули воспользоваться удобным случаем, чтобы избавиться от кредитора. И в довершение всего на его обширные владения позарился завистливый герцог Бретани Жан V, союзник Англии, который их и присвоил после казни барона. Суть происшедшего метко выразил другой представитель защиты, подчеркнувший: Жиль де Ре стал жертвой "настоящего сталинского процесса, хотя сам этот термин появился лишь полтысячи лет спустя".
        Строго говоря, выводы судебной коллегии обязательной юридической силы не имеют. Это скорее пожелания и рекомендации. Тем не менее они несомненно войдут отныне в общественное сознание. Кое-кто, правда, встретил их, да и само судебное заседание по столь необычному поводу, недовольным брюзжанием: стоило ли, мол, ворошить дела, давным-давно, уже 550 лет назад канувшие в вечность, рушить прочно устоявшиеся представления. К тому же, мол, для бедняги барона всё это уже не имеет ровным счётом никакого значения. На это, наверное, можно ответить лишь одно: верно, для барона это, увы, значения действительно не имеет. Но имеет для нас, живущих. Французы, как мне кажется, историей с реабилитацией Жиля де Ре преподали всем неплохой урок морали, показав, что доброе имя дорого стоит и вернуть его, хотя бы и многие столетия спустя, - дело благородное. Срока давности здесь быть не может.

* * *

        От себя добавлю, что подробнее о Жиле де Ре, его "колдовских" пристрастиях и вообще обо всей этой истории рассказывает Еремей Парнов в интереснейшем двухтомнике "Властители и маги" (капитула восьмая, глава "Дева и Синяя Борода").

       P.S. На этом заканчивалась моя публикация 2000 года. Но наступил год 2001-й, и тема Синей Бороды вновь всплыла, на этот раз в журнале "Итоги". Автор, по-видимому, не был знаком с приведённой выше статьёй и изложил устоявшуюся версию происходившего. Приведу и эту заметку, хотя по содержанию, похоже, она должна идти не после, а перед статьёй Юрия Лопатина.


       Александр Сидоров

       Оправдание Синей Бороды

       "Итоги", 3 июля 2001 г.

                                                               Мне нынче труден мой урок.
                                                               Куда от странной грёзы деться?
                                                               Я отыскал сейчас цветок
                                                               В процессе древнем Жиль де Реца...
                                                               И, верно, дьявольская страсть
                                                               В душе вставала, словно пенье,
                                                               Что дар любви, цветок, увясть
                                                               Был брошен в книге преступленья...

       Так писал Николай Гумилёв о книге Е. Боссарда "Жиль де Рец, маршал Франции", изданной 115 лет назад в Париже. В ней опубликованы документы одного из самых громких дел средневековой инквизиции и предана гласности подлинная история Синей Бороды - сказочного персонажа, увековеченного Шарлем Перро. Французский писатель поведал о безумце, погубившем семерых своих жён, и с тех пор Синяя Борода является синонимом законченного женоненавистника.
       Перро позаимствовал сюжет из бретонской баллады, где Синей Бородой назван именно Жиль де Рец. Между тем сказочные обвинения в адрес маршала Франции несправедливы. Жиль де Лаваль барон де Рец был женат лишь однажды, на Екатерине Туар, с которой жил в мире и согласии. Он действительно носил роскошную бороду, но русую, а не синюю. Наконец, ни одной женщины он не сгубил. Во всём остальном де Рец был ещё более гнусен, чем его литературный собрат.
       Отпрыск старинного дворянского рода, де Рец получил блестящее образование и богатое на-следство - обширные владения в Бретани. Уединившись в родовом замке Тиффож, блистательный дворянин помешался на занятиях алхимией и некромантией, возжелав обрести власть над миром и вечную юность. Он пригрел свору шарлатанов во главе с итальянцем-"кудесником" Франческо Прелати, который гордился прирученным "домашним демоном" по кличке Баррон (демон, как легко догадаться, являлся лишь "хозяину").
       Одуревший от алхимических опытов маршал заложил большую часть владений, чтобы продол-жать ворожбу. А так как бородач обладал буйным нравом, вскоре он поссорился с одним из заёмщиков, священником Жаном Ферроном, которого, ворвавшись в церковь, захватил в плен и держал закованным в подвале замка.
       Тут Жиль погорячился. Со священником так обращаться не стоило. Очень скоро маршал Франции предстал перед епископским судом. Де Рец вёл себя вызывающе, но опытные инквизиторы быстро сбили с него спесь, добившись от слуг барона показаний о сношениях последнего с дьяволом.
       Попутно открылись и другие шалости: оказалось, что маршал долгое время похищал из окрестных сёл мальчиков, над которыми творил сексуальное насилие, а затем убивал. Таким образом он замучил 140 детей, из них одного принёс в жертву сатане (возможно, эти события легли в основу сказки Перро "Мальчик-с-пальчик", где де Рец предстаёт уже в образе людоеда). Маршал признался во всём, его повесили, а труп сожгли.
       Главным было обвинение в поклонении дьяволу, о детях упомянули вскользь. Зато колдуна Пре-лати и старуху Меффрэ, которая поставляла детей душегубу, отпустили на все четыре стороны! Повезло. Правда, и в сказки эти злодеи, к сожалению, не попали.

Ваш Владимир К.

На "Книжную полку"
На главную

К началу страницы

Используются технологии uCoz