|
Борис Акунин. Алтын-толобас
Акунин Б. Алтын-толобас. СПб.: Издательский дом "Нева"; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 416 с.
|
        Не хотелось мне писать о книгах Акунина, хоть и читал я их, и некоторые - с удовольствием. По той причине, что претит всякая стадность и настораживают массовые восторженные завывания. Одначе делать неча: Акунин стал литературным явлением, которое не обойдёшь.
        Как рассказывает сам автор, "с точки зрения жанровой, мой проект состоит из трёх слоёв, трёх типов романов - "литературного", "полулитературного" и "нелитературного".
        Итак, "Алтын-толобас" открывает "нелитературную" серию о Николасе Фандорине. Отличия от "полулитературной", об Эрасте Фандорине, видны невооружённым глазом. Роман напоминает мост-ферму: эстетика функциональности, главное - нагрузку держит. Видно, что роман не столько прожит автором, сколько сконструирован: нужные герои в нужный же момент вынимаются автором из рукава, чтобы отыграть свою роль; их портреты детальны ровно настолько, насколько требует функция.
        Книга читабельна. Сюжет достаточно закручен, и тянет узнать: что же дальше? Тем более, что можно читать без опаски - хэппи-энд неизбежен: поскольку это первый роман цикла, в следующем романе герой должен быть живым и дееспособным.
        Делая главными героями представителей Запада, претендующего на монополию цивилизатор-ства, автор показывает Россию их глазами. Однако цивилизация - это не только её западная разновидность. Акунин старается демонстрировать объективность, но выходит всё равно чернуха (то-то играющие на понижение "Итоги" с таким удовольствием напечатали у себя аж всю первую главу!). Посмотрим, что будет дальше - в "Алтыне-толобасе" британец Фандорин-младший, М.А., Bt., Ч.Н., получает только первое знакомство с современной Россией.
        (Почему бы не объявиться ещё одному потомку-Фандорину, скажем, из Японии и не взглянуть на нынешнюю Россию и его взглядом? Что-то вроде "Сакуры и дуба" В.Овчинникова, только наоборот.)
        Дочитав роман, попытался найти слово, которое объяснило бы оставшуюся от него неудовлетво-рённость и настороженность. Нашёл: "невсамделишное"; не надо относиться к тексту слишком серьёзно, это всего лишь модель, облечённая в занимательную форму. А всякая модель предполагает упрощение. И - конкретную цель создания, которая не обязательно совпадает, например, с целями читателя. В конце концов всё это только игра, в которой, впрочем, важно не заигрываться. Обеим сторонам - и автору, и читателю.
        Думаю, что не испорчу интереса к роману тем, кто его ещё не читал, если скажу, что сюжет кру-тится вокруг "либереи" Ивана Грозного. Последним прочитанным мной произведением на эту тему был роман Григория Гребнева "Пропавшее сокровище", впервые опубликованный в 1957 г. Как и "Алтын-толобас", он несёт на себе характерные "метки" своего времени. Весьма, весьма небезынтересно сравнить, тем более, что сюжетные линии отчасти похожи (кстати, это тоже к вопросу о моделях).
        Что привлекает в книгах Акунина: путешествуя со своими героями по временам и странам, он затрагивает самые разные темы, побуждая вдумчивого и любознательного читателя использовать акунинские посылки как затравку для пополнения своих знаний. Хотя бы для того, чтобы с автором поспорить.
        Например, Акунин касается темы "других Евангелий", которая сама по себе достойна отдельной книги. Тема эта разрабатывается давно (говорят, ей уделяли большое внимание гностики, добившиеся неплохих результатов, по крайней мере в литературном отношении) и продолжает интересовать современных авторов. Скажем, Алексея Черных.
        Приложение. Лимерик, сочинённый мной после прочтения "Алтына-толобаса":
                                                   Фон Дорна чертяки поймали,
                                                   В чужой монастырь отправляли:
                                                   "Прими-ка на грудь,
                                                   Да трогайся в путь!"
                                                   И в руки устав свой совали.
        Всем, кому небезынтересны произведения Бориса Акунина, рекомендую "фандоринский" сайт (в первую очередь) и сайт писателя.
Ваш Владимир К.
На "Книжную полку"
На главную
|