ЭМАНУЭЛЬ СВЕДЕНБОРГ

Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде.
СПб.: Азбука, 2000. - 472 с.

      Так уж сложилось, что весь конец сентября мы говорим на религиозные и околорелигиозные темы. Ну ничего, в октябре будет повеселее.
        Кстати, что-то мне стало приходить меньше ваших писем. Это я перестал быть интересен, или просто кончилось лето и все плотно занялись делами? Пишите, отвечу всем, как и прежде.
        Сегодня на "Книжной полке" ещё один титан мысли - Сведенборг.

        Эмануэль Сведенборг (1688-1772) родился в Стокгольме в семье священника Йеспера Сведберга, профессора теологии в Упсальском университете (в 1719 году, став дворянином, изменил фамилию на "Сведенборг"). Окончил Упсальский университет, провел пять лет за границей, изучая математику и естественные науки, а также осваивая основы изобретательства (в его рукописях найдены всевозможные предложения, в том числе проекты подводной лодки и аэроплана). В 1715 году Сведенборг вернулся в Швецию и стал издавать первый научно-популярный шведский журнал "Дедал Гиперборей". Король Карл XII (тот самый, бивший Петра I и битый им) своим указом назначил Сведенборга членом Королевского Горного совета, и эту должность Сведенборг занимал тридцать лет; помимо горного дела, он занимался космологией, анатомией, биологией, математикой (в 1718 г. выпустил первый шведский учебник алгебры). В 1734 г. Сведенборг издал в трех томах свои "Философские и логические штудии"; шесть лет спустя вышла книга "Устройство царства зверей", позднее переработанная в "Царство зверей" (1744-1745, 17 томов).
        В эти же годы Сведенборг пережил мучительный кризис веры, подробно описанный в так назы-ваемом "Дневнике снов" (опубл. 1859). В апреле 1744 г. Сведенборгу явился Христос, а в апреле 1745 г. ему было дано понять, что от него требуют отказа от мирской суеты. Сведенборг внял этому требованию свыше, полностью забросил занятия естественными науками и обратился к толкованию Библии и к изложению на бумаге того, что лицезрел во время своих видений. С 1749 по 1771 год он написал около тридцати книг, среди которых "Небесные тайны", "Толкование Апокалипсиса", "О небесах, о мире духов и об аде", "Подлинная христианская вера". Практически все эти книги были написаны на латыни и опубликованы анонимно.
        Умер Сведенборг в Лондоне (заранее точно предсказав дату своей смерти) и был похоронен в лютеранской кирхе. По просьбе шведского правительства в 1908 году его прах перевезли на родину и захоронили в соборе города Упсала.

        Более подробное описание жизни Сведенборга С.П.Заикиным предваряет представляемую се-годня книгу. После знакомства с этой неординарной личностью (чем привлекательны такие люди - считали за обязанность мыслить и действовать, привносить в жизнь что-то своё, постигать её для всеобщего блага, а не просиживали лучшие годы у телевизора под "Поле чудес" с банкой пива в клешне) начинаешь серьёзнее относиться к тексту, религиозно-мистическая тема которого стараниями церковников превращена почти в анекдотическую.
        Сведенборг даёт немало поводов для кривой усмешки при чтении его книги. Здесь и видимые противоречия, и некоторая недосказанность, и разбросанные по тексту фразы типа "Ангелы всегда удивлялись, когда я им говорил, что на земле …". Вместе с тем, несмотря на сухой "трактатный" слог, читать "О небесах…" интересно, как утопический роман. Может быть потому, что его содержание напрямую касается каждого.
        Данная автором подробная картина того, что ждёт человека после смерти, заметно отличается от церковной христианской версии. Вспоминается знаменитая Изумрудная скрижаль Гермеса Трисмегиста: "То, что внизу и вовне, подобно тому, что вверху и вглуби, и то, что в глубине и вверху, подобно тому, что внизу и снаружи, - для исполнения чуда единства". Да и сами представления, распространяемые Церковью, высмеиваются в книге устами небожителей.
        Сведенборг отстаивает и особую духовно-нравственную позицию: попасть на небо может чело-век, любовь которого к ближнему деятельна и который делает добро не по расчёту, а "по сердцу" (одна из глав так и называется: "Не столь трудна, как полагают, жизнь, ведущая к небесам).
        Названия глав (их 63) сами по себе весьма показательны: "О небесном управлении", "О времени на небесах", "О богатых и бедных на небесах", "Человек после смерти таков, какова была жизнь его на земле", "О виде, местоположении и множестве адов" и т.д.
        При чтении книги меня, наученного жизнью скепсису, недоверчивости и безпоповщине, не от-пускала одна мысль: почему же так охотно и естественно, в обход сознания, принимает душа "сказки" о потусторонней жизни? Может, "понимает" она вечность свою и жаждет этого понимания и от разума?

        В заключение несколько слов об издании. Перевод А. Н. Аксакова, тщательно выверенный по смыслу, сделан с написанного на латыни оригинала с учётом английских и французских переводов. Аксаков приводит с комментариями интересный сам по себе список слов, "которые употреблены (…) в этом переводе в особом значении и которые могли бы для иных показаться непонятными, а для других быть вовсе неизвестными".
        Труд Сведенборга весьма основательный и требует время от времени возвращения к себе, так что твёрдая обложка, белая бумага и более крупный шрифт ему не помешали бы. Правда, это будет уже другая ценовая категория.

        Для владеющих английским языком здесь - о биографии Сведенборга, его трудах, последователях и т.д., а также ссылки.

Ваш Владимир К.

На "Книжную полку"
На главную

К началу страницы

Используются технологии uCoz