|
Блез Паскаль. Мысли
Блез Паскаль. Мысли. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 368 с.
|
      Как-то так сходится: то тут, то там по разным поводам стало появляться имя Блеза Паскаля - имя, ещё со школьных уроков сидящее в памяти авторством какого-то закона физики (сам закон давно забылся). То коммерческий банк в своей рекламе напомнит об изобретении Паскалем механического калькулятора и приведёт портрет на 500-франковой банкноте, то в случайно открытом старом техническом журнале попадётся на глаза заметка о Паскале как инициаторе организации в Париже регулярного движения пассажирских экипажей…
        Это неспроста, решил я, когда в руки попала книга "Мысли", и раздумывания о покупке были недолгими.
        Ну до чего же разносторонний был человек, прямо Леонардо да Винчи! Разве что картин не писал. Правда, в отличие от Леонардо, Блез не разбрасывался и доводил свои дела до конца. Учёный - физик и математик, борец с иезуитами, философ, Паскаль за 39 лет своей жизни сделал очень много (может быть потому, что не был женат? ;-)
        Примерно четверть книги занимает раздел "Человек, его низость и величие".
        "Что же человек за химера? Какое невиданное хаотическое существо, какой предмет противоречий, какое чудо? Судья всех вещей, несмышлёный червь земной, хранитель правды, смесь неуверенности и заблуждения, слава и отброс вселенной."
        "Человек не знает куда себя причислить. Он, видимо, блуждает, пал с своего настоящего места и не может снова найти его. Он с беспокойством, но без успеха, повсюду ищет его в непроницаемом мраке." "Одним словом, человек сознаёт своё жалкое состояние. Он жалок потому, что таков и есть на самом деле; но он велик, потому что сознаёт это."
        Конечно, масли Паскаля - отражение его жизненного опыта и таланта тонкого наблюдателя:
        "Человек создан для познания истины, он желает её горячо, он ищет её, но в этих поисках теряет путь и приходит в смущение до такой степени, что добытая истина легко может быть у него оспорена."
        "Мы не довольствуемся собственной реальной жизнью: мы хотим жить в мысли других жизнью кажущейся и направляем к достижению этой цели все наши усилия. Мы постоянно озабочены тем, как сохранить и украсить это воображаемое существо, в то время как мы реальные находимся сами у себя в полнейшем небрежении."
        "Воля человека действует под влиянием двух побуждений: корыстолюбия и любви."
        Понравилось у Паскаля то, что в "Мыслях" он выступает не как категоричный догматик, а как живой человек. По нескольку раз возвращаясь к одной мысли, он подходит к ней то с одной, то с другой стороны, рассматривает, вертит, сомневаясь и споря сам с собой.
        Когда Паскаль не находит в науке ответы на свои вопросы о месте человека в мироздании, он пытается найти их в религии. Три четверти книги занимают сочинения религиозного толка, которые должны были войти в задуманную им "Апологию христианской религии". Здесь "Путь к истинной вере", "Постижение Бога", "Мысли о вере, чудесах и тайне Христовой" и др.
        Поскольку мои отношения с Непостижимым не вписываются в рамки известных мне религи-озных направлений, не стану судить об этих трудах. Верующий лучше поймёт, неверующий - холоднее проанализирует. Пусть их.
        На мой же взгляд, эти работы могут служить пособием по созданию новой религии или секты; хорошо в них сказано о том, какие потребности человека удовлетворяет религия, какие, выражаясь современным языком, психологические проблемы решает.
        И вот такая цитата в заключение: "Тщеславие так укоренилось в сердце человека, что похвалиться не прочь и солдат, и денщик, и повар, и носильщик; всякому любо иметь поклонников; да и философы не чужды этому чувству. Пишущие против славы хотят иметь славу хороших писателей, а читатели их похвалиться, что прочли их; да и сам я, сочиняющий эти строки, имею, может быть, то же тщеславное желание, что и вдумывающийся в них читатель."
        Книга заняла подобающее ей место на полке рядом с "Опытами" Монтеня (1533-1592), который почти на 100 лет старше Паскаля, и сборником афоризмов его современников: Ларошфуко (1613-1680) и Лабрюйера (1645-1696).
        Как и вся серия "Антология мудрости", "Мысли" Паскаля пышно изданы. Внешний избыток позолоты потрафит скорее неразвитому вкусу, но внутри ничто не вызывает неприятия: уместные буквицы, виньетки, в качестве иллюстраций - фрагменты гравюр Гюстава Доре. Просто приятно держать в руках.
Ваш Владимир К.
На "Книжную полку"
На главную
|