Андрей Лазарчук. Штурмфогель

Андрей Лазарчук. Штурмфогель. М.: АСТ, 2000. - 352 с.

      Незаурядная это книга - "Штурмфогель". Незаурядная уже потому, что ни один из трёх (!) вариантов написанного мною для "Книжной полки" отзыва на неё меня не устроил. И всё же она стоит быть представленной. Поэтому представляю вашему вниманию отдельные мысли "по поводу".

        Вот такое соображение. (Так уж получилось, что именно в отзыве на роман Лазарчука я пишу об этом, хотя, может быть, к нему это относится в меньшей степени. Не знаю; "Штурмфогель" - его первое творение, которое я прочёл.)
        Многие наши литераторы (т.е. люди, получающие основной доход от продажи написанных ими литературных текстов), пишущие в темпе "2 романа в год", хорошо усвоили правило "80/20": чтобы сделать 80% дела, нужно 20% отведённого на него времени, а на оставшиеся 20% дела уходит 80% времени. Вот они и ограничиваются сделанной на 80% работой: сойдёт. А я, читатель, вижу на месте оставшихся 20% дыру, которая портит впечатление от всего. Мне-то нужно не 80, а хотя бы 90-95 процентов от того уровня, образцы которого кое-где неосмотрительно демонстрирует автор.
        Когда бездарный писака выкладывается на все 100, это внушает большее уважение, чем работа "на четыре с минусом" человека талантливого.

        Талантлив ли Андрей Лазарчук? Несомненно.
        Может! Он - может. Но…
        Прочитываешь книгу, закрываешь и думаешь: "Интересно было? Да. Удовольствие получил? Да. А если бы не прочитал, был бы лишён чего-то ценного? Нет, только время бы сэкономил." Жалко тратить время на литературу, обслуживающую инстинкты и рефлексы.

    О содержании.
    Если вам, как и мне, интересны такие разные, но оказывающиеся нитями одного клубка, сочинения, как:        
  • Юлиан Семёнов. Семнадцать мгновений весны. Экспансия        
  • Виктор Пелевин. Откровение Крегера        
  • Антон Первушин. Оккультные тайны НКВД и СС        
  • Игорь Винокуров, Георгий Гуртовой. Психотронная война
    и аналогичные им, то "Штурмфогель" пойдёт "на ура". Или почти "на ура".

        Куплю ли я продолжение "Штурмфогеля", если таковое будет? Куплю. Чтобы узнать, чем всё за-кончилось. Но никаких новых вопросов для самого себя, а тем паче ответов, ожидать не буду.
        Не ожидайте от книги ничего, и она вам понравится.

        Ну вот. Ведь совсем о другом хотел написать. О союзе Германии и СССР, замечательно-штампо-вом бароне Зеботтендорфе, частном сговоре агентов за спинами своих спецслужб против сил зла. Об отсутствии юмора в "развесёлом", по определению автора, романе…

        А всё-таки жаль, что "там" ничего нет…

        В "Штурмфогеле" проявилось то, о чём пишут в книге "Русская фантастика ХХ века в именах и ли-цах" М.Мещерякова и О.Виноградова:
        "Лазарчук мастерски "закручивает" интригу, поэтому ему удаётся до конца любого произведения держать читателя в напряжении. Вместе с тем "развязки" - это слабое место автора. Они могут быть неадекватны сложным и оригинальным "завязкам", плохо вытекать из характеров и представленных автором ранее ситуаций".

        Нашим спецслужбам не грех воспользоваться накрученными сюжетами отечественных "турборе-алистов", "киберпанков" и "альтернативщиков". Вот дока Переслегин, кажется, занимался авианосными соединениями…

        Говорят, что шизофреники - несчастные люди: у них только две личности.

                                                        ШтандартенФогель Штирлиц,
                                                        Истинный ариец,
                                                        Ля-ля-ля-ля,
                                                        Ля-ля-ля-ля…

        Или вот, скажем, "рефлекТирующий супермен". Чем он отличается от "рефлекСирующего"? Ре-флекТирующий, как рефлектор, отражает обратно посланные на него воздействия, умножая их со всей своей суперменской дури (чуть не сказал "со всей пролетарской ненавистью"). А рефлекСирующий всё понимает, болезненно переживает и суперразглагольствует… Но тут уж одно из двух: либо рефлексирующий, либо супермен.
        Прямо как в анекдоте:
       - Алло, это Сергей Петрович Иванов?
       - Нет, это Арон Моисеевич Канцеленбоген.
       - Это номер 275-14-22?
       - Нет, это 275-14-23.
       - Ну ты посмотри! Ошибка в седьмом знаке, а какая разница!

*       *       *

        Книга, которую я читал, вышла в серии "Звёздный лабиринт". Отсутствие иллюстраций, бумага, шрифт - всё то же. Рисунок на обложке художника В.Н.Ненова хорошо выполняет роль "входных ворот" и настраивает на сюжет.

Ваш Владимир К.

На "Книжную полку"
На главную

К началу страницы

Используются технологии uCoz