Ещё одна публикация, показавшаяся мне достойной внимания. Настолько, что решил предложить её вам вне очереди. Раз уж прецедент создан, я буду иногда вне графика размещать на "Книжной полке" материалы, особенно затронувшие меня или несколько отходящие от книжной темы.

Ваш Владимир К.

        Иметь, быть и...
        Юрий Сабанцев,
        журнал "Итоги" №30, 25 июля 2000 г.

       Первым шагом любого естествоиспытателя, пытающегося классифицировать окружающую природу и явления, всегда будет попытка разделения событий и предметов на два класса, вида, рода, et cetera. Так появились понятия самцов и самок, морских и континентальных держав (в геополитике), жары и мороза, сухого и мокрого и так далее. Однако более внимательный наблюдатель сразу отметит, что такая классификация однобока и неполна. Куда отнести трансвеститов, гермафродитов и улиток (кои, как известно, обоеполы), Австралию (континент и остров), прохладу и тепло, а также не сухие и не мокрые предметы?
       Опытный философ всегда охотнее прибегнет не к дихотомии, а к трихотомии. Достаточно лишь вспомнить бессмертные ленинские "Три источника и три составные части...". Что ни говори, а трехчленное описание мира и адекватнее, и бесспорнее двучленного.
       Но, увы, далеко не всегда удается даже великим умам разглядеть третью грань, "третий глаз" бытия. Блестящи, к примеру, рассуждения Эриха Фромма в книге "Иметь или быть?". Напомню, что, сравнивая Восток и Запад, Фромм иллюстрирует разность жизненных концепций, стилей существования этих диаметральных противоположностей, цитируя двух великих поэтов - японца Басё:

                                                                 Внимательно вглядись!
                                                                 Цветы пастушьей сумки
                                                                 Увидишь под плетнём!

и англичанина Теннисона:

                                                                 Возросший средь руин цветок,
                                                                 Тебя из трещин древних
                                                                 извлекаю,
                                                                 Ты предо мною весь -
                                                                 вот корень, стебелёк,
                                                                 Здесь, на моей ладони.
                                                                 Ты мал, цветок, но если бы я
                                                                 понял,
                                                                 Что есть твой корень,
                                                                 стебелёк,
                                                                 И в чём вся суть твоя, цветок,
                                                                 Тогда я Бога суть и человека
                                                                 суть познал бы.

       Принципиальную, можно сказать, смертельную разницу между "иметь" и "быть" Фромм усматривает в том, что, как он пишет "Теннисону... необходимо обладать цветком, чтобы постичь природу и людей, и в результате этого обладания цветок погибает. Басё же хочет просто созерцать, причём не только смотреть на цветок, но стать с ним единым целым - и оставить его жить".
       Как жаль, что знаменитый неофрейдист не был знаком с русским языком и русской поэзией! Сразу же предстала бы перед ним третья грань, не имеющая ничего общего ни с "иметь", ни с "быть" - наша родная, национальная идея, сформулированная в замечательном стихотворении А.К.Толстого:

                                                                 Колокольчики мои,
                                                                 Цветики степные!
                                                                 Что глядите на меня,
                                                                 Тёмно-голубые...
                                                                 Я бы рад вас не топтать,
                                                                 Ряд промчаться мимо,
                                                                 Но уздой не удержать
                                                                 Бег неукротимый!
                                                                 Я лечу, лечу стрелой,
                                                                 Только пыль взметаю;
                                                                 Конь несёт меня лихой, -
                                                                 А куда? не знаю!

       Так вот и летит по свету Русь, "птица-тройка", и не будучи, и не имея, и только нематериальная духовность взметается из-под ее копыт да крупные навозные яблоки падают на дорогу.

* * *

      Красивая статья. Красивая, как любое упрощение. Не думаю, что русская национальная идея выражена этим, действительно замечательным, стихотворением А.К.Толстого. А насчёт навозных яблок…
        Конечно, не только их оставляет после себя наша птица-тройка. Главное - путь, проторенный нами, путь, пройти по которому рано или поздно придётся и Западу, и Востоку.
        А хоть бы и яблоки. После бездушной машины, в отличие от лошади, остаются только масляные потёки, от которых гибнет всё живое.

На "Книжную полку"
На главную

К началу страницы

Используются технологии uCoz